Ханафитский фикх

Заупокойная молитва (салят аль-джаназа)
 

Суждение о заупокойной молитве

 

Участие в заупокойной молитве относится к категории фард кифайа. Иначе говоря, если в ней примет участие часть мусульман или даже один человек, выполнение такой обязанности снимается с остальных. К этой же категории относятся и такие действия, как обмывание, за вворачивание в саван и погребение покойного.

На то, что заупокойная молитва относится к числу обязательных действий указывают слова и дела Пророка. Так, например, Пророк (С. А. С.) сказал: «Молитесь по каждому благочестивому и нечестивому» (Аль-Байхаки).

Указанием на то, что участие в заупокойной молитве не является безусловной обязанностью каждого, служат слова Пророка (С. А. С.): «Если увидите похоронную процессию, встаньте, и пусть тот, кто последует за погребальными носилками, не садится, пока их не поставят на землю» (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Хураиры, что, когда к Пророку  (С. А. С.) приносили покойного, за которым оставался неоплаченный долг, он спрашивал: «Оставил ли он что-нибудь, чтобы оплатить долг?», и если выяснялось, что покойный оставил достаточно средств, чтобы рассчитаться с долгами, то (Пророк (С. А. С.)) совершал по нему заупокойную молитву, в противном же случае он говорил: «Помолитесь за вашего товарища» (Муслим).

Сообщается, что как-то раз сподвижники совершили молитву по умершему ночью человеку и похоронили его, не поставив в известность Посланника Аллаха (С. А. С.). Когда наутро они рассказали ему об этом, он спросил: «Что же помешало вам известить меня?». Они ответили: «Была тёмная ночь, и мы не хотели доставлять тебе затруднения», после чего (Пророк (С. А. С.)) пришел на могилу этого человека и совершил по нему заупокойную молитву» (Аль-Бухари).

Все улемы едины во мнении о том, что заупокойная молитва узаконена шариатом, тот же, кто отрицает это, заслуживает обвинения в неверии.

Участие в заупокойной молитве является долгом, который мусульманам следует выполнять по отношению друг к другу. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (С. А. С.) сказал: «Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему» (Аль-Бухари).

 

Условия обязательности заупокойной молитвы

 

Условия обязательности заупокойной молитвы являются такими же, как и условия обязательности всех прочих молитв. Это значит, что участие в заупокойной молитве обязательно для каждого разумного и совершеннолетнего мусульманина, у которого есть возможность сделать это. Единственным дополнительным условием является знание о смерти того или иного человека.

Условия действительности заупокойной молитвы.

1. Исповедание Ислама покойным. Заупокойная молитва по неверному не проводится. Аллах Всевышний сказал: «(Никогда) не молись ни по кому из них (в случае его смерти) и не останавливайся у его могилы, ведь они не уверовали в Аллаха и Посланника Его и умерли нечестивцами» (Коран, 9:84).

Под покойным подразумевается тот, кто умер, родившись живым. Если младенец умрёт после родов, его следует обмыть и совершить по нему заупокойную молитву. Он пользуется правами наследника и завещателя и нарекается именем в том случае, когда после появления на свет из чрева матери большей части плода он подаёт признаки жизни. В противном случае его следует только обмыть, дать ему имя, завернуть в какую-нибудь материю и похоронить в знак уважения его принадлежности к человеческому роду.

Заупокойная молитва не проводится по самоубийцам. Сообщается, что Джабир б. Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) к Пророку (С. А. С.) принесли тело человека, покончившего с собой с помощью стрел с широкими наконечниками, и (Пророк (С. А. С.)) не стал молиться по нему» (Муслим).

Заупокойная молитва не проводится ни по бунтовщикам (бугат), неправомерно вышедшим из повиновения правителю, ни по разбойникам, ни по таким людям, которые преднамеренно убили своих родителей, что является выражением презрения по отношению к ним и способствует удержанию от подобных поступков других.

2. Покойного следует обмыть. Если он будет погребён и засыпан землёй без обмывания, то заупокойная молитва проводится над его могилой, если же его не засыпят землёй, тело следует извлечь из могилы и обмыть, а потом совершить заупокойную молитву. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) человек, подметавший полы в мечети, умер, о чём Пророку  (С. А. С.) было неизвестно. Через некоторое время он вспомнил об (этом человеке) и спросил: «А что делает этот человек?». Ему сказали: «Он умер, о Посланник Аллаха». (Услышав об этом, Пророк (С. А. С.)) воскликнул: «И вы ничего не сказали мне?!». Тогда люди рассказали Пророку (С. А. С.) о том, что случилось с этим человеком, и он сказал: «Они отнеслись к нему неуважительно», а потом велел: «Покажите мне его могилу!», после чего пришёл к этой могиле и совершил над ней заупокойную молитву (Аль-Бухари).

Необходимым условием является чистота савана покойного, если только его не сделают нечистым выделения из тела после обмывания.

Для обмывания тела покойного следует снять с него ту одежду, в которой он умер, прикрыть 'аурат и совершить омовение (вуду') без полоскания рта и промывания носа. Сообщается, что Умм 'Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда мы обмывали тело дочери Пророка (С. А. С.)  (Зайнаб), он сказал нам: «Начинайте (обмывать тело) с правой стороны и с тех его частей, которые необходимо омывать при омовении (вуду')» (Аль-Бухари).

После этого тело следует обмыть отваром ююбы (сидр), если имеется такая возможность, или водой с мылом, или чем-нибудь наподобие этого. Сообщается, что Умм 'Атыййа аль-Ансарийа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда умерла дочь Посланника Аллаха (С. А. С.), он зашёл к нам и сказал: «Обмойте её отваром ююбы трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным, а (когда будете делать это) в последний раз, используйте камфару (или: немного камфары) и дайте мне знать, когда закончите». Закончив (обмывать её тело), мы сообщили ему об этом, а он дал нам свой изар и сказал: «Заверните её в это» (Аль-Бухари).

Сначала тело покойного следует уложить на левый бок, чтобы начать с тех его частей, которые необходимо омывать при омовении, а потом на правый, после чего необходимо повторить те же действия. Затем следует обмыть грудь и живот. Обмывание совершается трижды. Необходимо осторожно обтереть живот покойного и смыть все выделения. Затем тело заворачивают в материю и умащают благовониями лицо и бороду, а те места, на которые человек опирается во время совершения земного поклона, умащаются камфарой.

Если покойный будет обнаружен в воде, его также следует обмыть трижды. В подобном случае тело покойного необходимо трижды переместить в воде с места на место с намерением обмыть его.

3. Следует прикрыть 'аурат покойного и завернуть его в саван, что относится к категории фард кифайа. Саван для мужчин состоит из трех частей: рубахи (камис) без рукавов, прикрывающая тело от шеи до ступней, и двух материй (лифафы и изара) в которую непосредственно заворачивается тело умершего. Их длина должна прикрывать как голову, так и ступни и завязываться сверху и снизу. Саван женщины состоит из пяти частей: помимо трех частей, что и у мужского савана, добавляется две: химар, покрывающая голову, и хырка, повязывающаяся на груди поверх изара.

4. Тело или большая его часть должно находиться перед молящимся, так как молитва за отсутствующего будет недействительной.

Что же касается заупокойной молитвы, проведенной Пророком (С. А. С.) негусу, то это было одним из признаков его пророчества. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк (С. А. С.) объявил своим сподвижникам о смерти негуса, после чего вышел вперёд, а когда они выстроились рядами позади него, он четырежды произнёс такбир» (Аль-Бухари). В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов 'Имрана б. Хусайна, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «(Пророк (С. А. С.)) встал впереди, а люди выстроились позади него, и все они были уверены, что (Пророк (С. А. С.)) видит перед собой погребальные носилки (негуса)» (Ибн Хиббан). В третьей версии этого хадиса сообщается, что 'Имран сказал: «Мы совершили молитву позади него, считая, что перед нами (как бы) находятся погребальные носилки».

Такую молитву Пророк (С. А. С.) провёл только по негусу. Известно, что многие сподвижники умерли, находясь вдали от Пророка (С. А. С.), но нигде не сообщается о том, что он проводил заупокойные молитвы по отсутствующим, хотя и желал этого и даже сказал: «Поистине, могилы эти окутаны мраком, (покрывающим) тех, кто в них находится, и, поистине, Аллах озарит для них (эти могилы) посредством моей молитвы по ним» (Муслим).

Пророк также сказал: «Если я не буду находиться среди вас, то не узнаю, что кто-то из вас умер, пока вы не известите меня об этом, молитва же моя по (покойному) станет (для него) милостью» (Ибн Хиббан; аль-Хаким).

5. Необходимо вознамериться принять участие в заупокойной молитве, чтобы обратиться к Аллаху Всевышнему с мольбами за покойного.

 

Порядок проведения заупокойной молитвы

 

Заупокойная молитва основывается на двух столпах (рукн), которыми являются:

1. четыре такбира;

2.  стояние во время заупокойной молитвы, проведение которой сидя без уважительной причины будет недействительным.

Указанием на это служит приведенный выше хадис, в котором сообщается, что во время заупокойной молитвы по негусу за Пророком (С. А. С.), который встал впереди, выстроились его сподвижники, а потом он четырежды произнёс слова «Аллаху акбар».

Передают со слов Джабира б. 'Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что однажды Посланник Аллаха (С. А. С.) сказал: «Один из ваших братьев умер, так встаньте и помолитесь за него». (Джабир) сказал: «И мы встали и выстроились в два ряда» (Муслим).

Тому, кто опоздает к началу заупокойной молитвы, следует дождаться произнесения такбира имамом, поскольку в данном случае произнесение такбира равносильно совершению рака'ата. После того как имам завершит молитву, опоздавший должен сразу же произнести все пропущенные им такбиры, если он опасается, что покойного унесут.

Согласно Сунне имам должен стоять напротив груди покойного, поскольку там находится сердце и это место близко к середине тела. Сообщается, что Самура б. Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я принял участие в молитве по умершей от родов женщине, и во время (этой молитвы) я находился позади Пророка (С. А. С.), который встал напротив середины её (тела)» (Аль-Бухари).

После первого произнесения слов «Аллаху акбар» произносится «ду'а ас-сана'». Вместо «ду'а ас-сана'» разрешается также прочитать «аль-Фатиху».

После второго такбира, следует призвать благословения на Пророка  (С. А. С.) (салават ибрахимийа).

После третьего такбира необходимо обратиться к Аллаху с мольбами за покойного. Лучше всего говорить то, что в подобных случаях говорил Пророк (С. А. С.). Сообщается, что Абу 'Абд ар-Рахман 'Ауф б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха (С. А. С.) совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: "О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай место его входа просторным, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня! /Аллаhумма-гфир ляhу, ва-рхамhу, ва 'афиhи, ва-'фу 'анhу, ва акрим нузуляhу, ва васси мадхаляhу, ва-гсильhу би-ль-ма и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва наккыhи мин-аль-хатайа кяма наккайта-с-са-уба-ль-абйада мин-ад-данаси, ва абдильhу даран хайран мин дариhи, ва аhлян хайран мин аhлиhи, ва зауджан хайран мин зауджиhи, ва адхыльhу-ль-джанната ва 'а'ызhу мин 'азаби-ль-кабри ва 'азаби-н-нар!/", - и я даже сам захотел оказаться на месте покойного» (Муслим).

Слова «ляпу», «анhу», «афиhи» оканчиваются слитным личным местоимением мужского рода единственного числа третьего лица «hу»/«hи», которое употребляется в тех случаях, когда речь идёт о мужчине. Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица «ha», например: «Аллаhумма-гфир ляпа ва-рхампа, ва 'афиhа, ва-'фу 'анhа...» и так далее.

Передают со слов Абу Хурайры, что (однажды) Пророк (С. А. С.), совершавший заупокойную молитву, сказал: «О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! /Аллаhумма-гфир ли-хаййина ва маййитина, ва сагырина ва кябирина, ва закарина ва унсана, ва шаhидина ва га'ибина! Аллаhумма, ман ахйайтаhу минна, фа-ахйиhи 'аля-ль-ислам, ва ман таваффайтаhу минна, фа таваффаhу 'аля-ль-иман!/» (Аль-Хаким).

Если покойным является малолетний ребёнок или безумец, лишившийся разума до совершеннолетия, вместо обращения с мольбами о прощении для него следует сказать: «О Аллах, сделай так, чтобы (в раю) он оказался раньше их, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято! /Аллаhумма-дж альhу ляна фаратан, ва-дж альhу ляна аджран ва зухран, ва-дж'альhу ляна шафи'ан ва мушаффа'ан!/».

После четвёртого такбира следует произнести таслим без обращений к Аллаху с мольбами, вознамерившись пожелать мира покойному и тем, кто принимал участие в заупокойной молитве. Будет хорошо, если имам скажет: «Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан ва фи-ль-ахырати хаса-натан ва кы-на'азаба-н-нар!/» (Коран, 2:201).

Первый таслим произносится вслух, а второй про себя.

Руки следует поднимать только во время первого такбира, однако шейхи Балха утверждали, что это необходимо делать во время каждого такбира, поскольку такого мнения придерживались три имама, а кроме того, сообщается, что так поступал Абу Ханифа. В тех случаях, когда имам поднимает руки, желательно следовать его примеру.

Для проведения заупокойной молитвы предпочтительнее, чтобы имамом стал правитель или его наместник, если кто-нибудь из них присутствует на молитве. Указанием на это служит сообщение о том, что во время заупокойной молитвы после смерти аль-Хасана аль-Хусейн, да будет доволен Аллах ими обоими, выдвинул вперёд Са'ида б. аль-'Аса и сказал: «Я бы не выдвинул тебя, если бы это не соответствовало сунне». Са'ид же являлся наместником Медины (Аль-Баззар; ат-Табрани; аль-Байхаки).

Следующим, кого предпочтительно выбирать имамом для проведения заупокойной молитвы, является имам местной мечети, если этот человек считается более достойным, чем старший из ближайших родственников покойного. В противном же случае имамом во время заупокойной молитвы должен быть старший из числа ближайших совершеннолетних и дееспособных родственников покойного. Однако ввиду того, что это является его правом, он может поручить выполнение обязанностей имама кому-нибудь другому.

Рекомендуется объявлять о смерти человека, чтобы в заупокойной молитве и проводах покойного в последний путь приняло участие как можно больше людей.

Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха (С. А. С.) сказал: «По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, ходатайство их непременно будет принято» (Муслим).

Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (С. А. С.) сказал: "Если после смерти любого  мусульманина у его погребальных носилок встанут сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято"» (Муслим).

 

Проводы и погребение

 

Согласно сунне принимать участие в проводах покойного и нести погребальные носилки должны мужчины. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха  (С. А. С.) сказал: «Если покойный, лежащий на носилках, которые мужчины несут на своих плечах, был праведным, он говорит: "(Несите) меня вперёд (быстрее)!". Если же (покойный) праведным не был, то он говорит: "О горе (мне)! Куда вы несёте меня?!", и его голос слышен всем, кроме человека, а если бы услышал его (человек), он бы лишился чувств» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Умм' Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Нам запрещалось провожать погребальные носилки, но не строго-настрого» (Аль-Бухари).

Таким образом, участие женщин в проводах покойного крайне порицается (макрух тахрима), на что указывают слова Пророка: «Возвращайтесь с бременем греха, а не с наградой» (Ибн Маджа).

Подтверждением этому служит и указание 'Аиши, которая сказала: «Если бы Посланник Аллаха  (С. А. С.) увидел, что стали устраивать женщины после его смерти, он непременно запретил бы им (провожать покойных) так же, как это было запрещено израильтянкам!».

Желательно нести погребальные носилки как можно быстрее, чтобы не беспокоить покойного и не доставлять затруднений тем, кто несёт носилки и провожает покойного. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (С. А. С.) сказал: «Несите покойного (как можно) быстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, в противном же случае вы (сможете быстрее) убрать зло с шей своих» (Аль-Бухари).

Рекомендуется идти позади погребальных носилок, на что указывает хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорит: «Тот, кто присоединится к похоронной процессии, получит (награду в один) кырат (карат)» (Аль-Бухари).

Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк (С. А. С.) велел нам делать семь (вещей) и запретил нам семь (других). Он велел нам провожать погребальные носилки...» (Аль-Бухари).

Покойного следует хоронить в могиле, глубина которой будет равна половине или трём четвертям человеческого роста, но ещё лучше выкопать могилу в полный рост. Углублять могилу нужно для того, чтобы не допустить распространения неприятного запаха и не позволить диким зверям разрыть её. Длина могилы должна соответствовать росту покойного, а ширина равняться половине роста.

Согласно сунне в могиле следует устроить нишу (ляхад) для тела покойного. Эта ниша выкапывается во всю длину могилы в той её стене, которая направлена в сторону киблы, если только земля не будет настолько рыхлой, что выкопать нишу, в которую можно уложить тело покойного, не удастся. Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (С. А. С.) сказал: «Ниша - для нас, а трещина (яма) - для других» (Абу Дауд).

Сообщается, что, заболев и находясь при смерти, Са'д б. Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, велел: «Выройте для меня могильную нишу и отделите ее от ямы поставленными вертикально кирпичами из необожжённой глины также, как это было сделано для Посланника Аллаха (С. А. С.)» (Муслим).

Если почва окажется слишком рыхлой или сырой, разрешается похоронить покойного в гробу (табут), в противном же случае поступать так порицается. Если покойного хоронят в гробу, туда следует насыпать земли.

Когда человек умирает на корабле, необходимо обмыть тело, завернуть его в саван, провести заупокойную молитву и бросить тело в море, если корабль находится далеко от берега и есть основания опасаться, что тело начнет разлагаться.

Желательно, чтобы тот, кто будет укладывать покойного в могилу, сказал: «С именем Аллаха, по воле Аллаха и согласно религии Посланника Аллаха /Би-сми-Лляhи, ва би-Лляhи ва 'аля милляти расули-Лляh/».

Согласно сунне покойного укладывают на правый бок лицом к кибле. Затем ниша отделяется от могилы как таковой кирпичами из необожжённой глины, после чего могилу следует засыпать так, чтобы могильный холмик возвышался над землёй не более чем на пядь. Могилу не следует обмазывать ни гипсом, ни глиной, как не следует и возводить над ней никаких строений.

Передают, что Абу-ль-Хаййадж аль-Асади сказал: «(В своё время) 'Али б. Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «Поистине, я побуждаю тебя к тому же, к чему побуждал меня Посланник Аллаха (С. А. С.), - не оставляй ни одного изваяния, не уничтожив его, и ни одной возвышающейся (над землёй) могилы, не сровняв ее (с землёй)» (Муслим). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха  (С. А. С.) запрещал покрывать могилы гипсом, сидеть на них и возводить над ними (какие бы то ни было) постройки» (Муслим).

Над тем местом, где находится голова покойного, можно установить камень, чтобы знать, кто находится в могиле. Передают, что аль-Мутталиб б. Вада'а, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда скончался 'Усман б. Маз'ун, который был первым мухаджиром, умершим в Медине, его тело вынесли и предали земле, а потом Посланник Аллаха  (С. А. С.) велел одному человеку принести камень, однако тот не смог поднять его. Тогда Посланник Аллаха (С. А. С.) встал, засучил рукава до локтей, - и я будто и сейчас вижу белизну его рук - поднял этот камень и поставил его над головой ('Усмана), а потом сказал: "По (этому камню) я буду узнавать могилу моего брата и стану хоронить рядом с ним умерших из числа членов его семьи"» (Абу Дауд).

Желательно бросить со стороны головы покойного три горсти земли. На это указывает хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что однажды Посланник Аллаха (С. А. С.) совершил заупокойную молитву (по одному человеку), а после (его погребения) подошёл к могиле со стороны головы покойного и бросил в могилу три горсти земли» (Ибн Маджа).

После погребения следует некоторое время постоять у могилы, обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного и прося для него прощения. Сообщается, что 'Усман, да будет доволен им Аллах, сказал: «После погребения покойного Посланник Аллаха  (С. А. С.) всегда становился у могилы и говорил: "Молите о прощении для вашего брата и просите (Аллаха) укрепить его, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы"» (Абу Дауд).

Перед смертью 'Амру б. аль-'Ас, да будет доволен им Аллах, дал своим близким следующее наставление: «Когда я умру, пусть не сопровождает меня (на кладбище) ни причитающая, ни огонь, когда же вы положите меня в могилу, то засыпайте меня землёй понемногу, а потом постойте вокруг моей могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, а я мог бы порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа (ангелам)» (Муслим).

 

Соболезнования

 

В случае утраты близких желательно утешать мужчин и женщин, поскольку Пророк (С. А. С.) сказал: «В День воскресения Аллах облечёт в почётные одежды того, кто утешит брата своего в его несчастье» (Ибн Маджа). Пророк (С. А. С.) также сказал: «Тому, кто утешит человека, попавшего в беду, (предназначена) такая же награда, как (и этому человеку)» (Ат-Тирмизи; Ибн Маджа).

Утешая человека, следует говорить: «Да сделает Аллах большой твою награду, да пошлёт Он тебе хорошее утешение и да простит твоего покойного!».

Желательно, чтобы соседи и родственники членов семьи покойного приготовили для них еду, так как Пророк сказал: «Приготовьте еду для членов семьи Джа'фара, ибо им сейчас не до этого» (Ат-Тирмизи).

Если не считать отсутствующих и тех, кто не знал о кончине человека, для выражения соболезнований отводится не более трёх дней, поскольку утешения снова вызывают печаль. Порицается обращаться со словами утешения и у могилы ввиду того, что, как уже отмечалось ранее, в это время следует просить Аллаха простить покойного и обращаться за него с мольбами.

Порицается собираться для выражения соболезнований и сидеть у ворот дома. Так поступали люди во времена джахилийи, но в Исламе это было запрещено. Ещё более порицается сидеть для этого на дорогах, однако это получило распространение в некоторых странах Ислама.

К числу неприемлемых и противоречащих сунне нововведений, также получивших распространение в отдельных мусульманских странах, относится то, что близкие покойного устраивают угощение для тех, кто приходит их утешать. Сообщается, что Джарир б. 'Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы приравнивали посещения близких покойного, которые предлагали приходящим еду, к причитаниям» (Ахмад; Ибн Маджа). Иначе говоря, это приравнивалось к таким запретным вещам, как громкие крики, оплакивание умершего и перечисление его достоинств особенно в тех случаях, когда деньги на приготовление еды брались из наследства покойного, среди наследников которого были малолетние дети и отсутствующие.

Ислам строго запрещает причитать по покойному и слишком явно предаваться печали. Передают со слов Абу Малика аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк (С. А. С.) сказал: «Члены моей общины не отказались от четырёх дел, которые совершались во времена джахилийи: от (обыкновения) гордиться своим происхождением, порочить происхождение (других), обращаться к звёздам с мольбами о ниспослании дождя и причитать по покойным» (Муслим).

Передают со слов Абу Малика аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (С. А. С.) сказал: «Если (женщина), громко причитавшая над покойным, не покается в этом до своей собственной смерти, в День воскресения она будет воскрешена в одеянии из жидкой смолы и панцире из струпьев» (Муслим).

Сообщается, что Умм 'Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Принимая от нас клятву (на верность Исламу), Пророк (С. А. С.) взял с нас обещание не причитать по покойным, но никто из нас не выполнил его, кроме пяти (женщин, а именно): Умм Суляйм, Умм аль-'Аля, дочери Абу Сабры, которая была женой Му'аза, и еще двоих женщин (или: дочери Абу Сабры, жены Му'аза, и ещё одной женщины)» (Аль-Бухари).

Сообщается, что 'Абдуллах (б. Мас'уд), да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк  (С. А. С.) сказал: Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи!"» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Абу Бурда сказал: «(Однажды) Абу Муса, да будет доволен им Аллах, тяжело заболел, лишился чувств и ничего не смог сказать одной из своих (громко плачущих) жён, прижимавшей к своей груди его голову, а когда пришёл в себя, сказал: "Я не имею отношения к тем, от кого отстраняется Посланник Аллаха (С. А. С.), а он отстраняется от кричащей, обривающей (голову) и разрывающей (одежды)!"» (Аль-Бухари).

Ислам разрешает как плакать, так и печалиться, но только при условии проявления умеренности. Сообщается, что Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз мы с Посланником Аллаха (С. А. С.) зашли к кузнецу Абу Сайфу, который был мужем кормилицы (сына Пророка (С. А. С.)) Ибрахима, мир ему, и Посланник Аллаха (С. А. С.) взял Ибрахима на руки, поцеловал его и стал вдыхать его запах. А потом мы пришли к (Абу Сайфу ещё раз), когда Ибрахим был уже при смерти, и тогда из глаз Посланника Аллаха (С. А. С.) полились слёзы, а 'Абд ар-Рахман б. 'Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал: "И ты (плачешь), о Посланник Аллаха? . (На это Пророк (С. А. С.)) ответил: "О Ибн 'Ауф, поистине, это - (проявление) сострадания!", а затем он (С. А. С.) сказал: "Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой тобой, о Ибрахим!"» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса сообщается, что 'Абд ар-Рахман б. 'Ауф сказал: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, ты плачешь, но разве ты не запретил плакать (в подобных случаях)?».

В этой версии сообщается, что, ответив ему, Пророк (С. А. С.) также сказал: «Я запретил говорить только то, что говорят глупцы и грешники: слова, которые распевают под музыку, предаваясь развлечениям, и слова, которые произносят в случае несчастья, когда люди царапают себе лица, разрывают на себе одежду и издают жалобные крики, (подобно) шайтану» (Ибн Са'д; ат-Табарани).

 

Установления относительно шахидов

 

Шахидом считается любой взрослый и дееспособный мусульманин, который убит несправедливо (зульм). Так, например, шахидом является человек, сражавшийся на пути Аллаха, который умер на поле боя, не получив ни лекарств, ни воды, ни пищи и которого не вынесли оттуда после ранения для ухода и оказания помощи.

Перед погребением тело шахида не обмывают, так как сама его смерть послужила для него очищением, и именно поэтому Пророк  (С. А. С.) велел предать земле мусульман, которые погибли в битве при Ухуде, не смывая с них кровь и не обмывая их тела. Сообщается, что Джабир б. 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк (С. А. С.) (повелевал) заворачивать павших в битве при Ухуде в один кусок ткани по двое, а потом спрашивал: "Кто из них знал Коран лучше?". Когда же ему указывали на одного из них, он (распоряжался) укладывать его в могилу первым и говорил: "Я буду свидетельствовать за них в День воскресения!". И он велел хоронить их, не смывая с них кровь, и поэтому их не обмывали и не совершали по ним молитвы» (Аль-Бухари).

По шахидам следует проводить заупокойные молитвы, поскольку такая молитва является выражением уважения по отношению к покойному, шахиды же достойны уважения как никто иной. Известно, что Пророк (С. А. С.) провел заупокойную молитву по павшим в битве при Ухуде после их погребения, но если такую молитву можно проводить после погребения, это значит, что ещё лучше провести её до этого. Передают со слов 'Укбы б. 'Амира, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк (С. А. С.) совершил заупокойную молитву по павшим при Ухуде (Аль-Бухари).

Шахида следует предать земле в той одежде, в которой он погиб, предварительно убрав всё то, что нельзя использовать в качестве савана, например панцирь, кожаные носки или оружие. Если одежда погибшего окажется короче савана, к ней следует что-нибудь добавить, так как Пророк (С. А. С.) сказал: «Заворачивайте их вместе с их ранами и кровью» (Ахмад).

 

Посещение могил

 

Посещение могил узаконено шариатом, так как Пророк (С. А. С.) сказал: «(Раньше) я запрещал вам посещать могилы, но (отныне) посещайте их, ибо, поистине, они удерживают от стремления к миру этому и напоминают о мире вечном» (Ибн Маджа).

Посещать могилы рекомендуется как мужчинам, так и женщинам. Исключение составляют такие женщины, которые приходят на могилы для того, чтобы снова и снова предаваться печали и оплакивать покойных или выставлять себя напоказ, поскольку устранению вредоносного следует отдавать предпочтение перед достижением полезного.

Для посещения могил нет какого-нибудь установленного периода. Тому, кто придёт на кладбище, рекомендуется стоя сказать: «Мир вам, о (пребывающие в) обители верующих, мы же, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам /Ас-саляму аляйкум, дара кауми му Минина, ва инна, ин ша а-Ллаhу, бикум ляхыкун/», а потом обращаться к Аллаху с мольбами за покойных и просить для них прощения.

Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что в конце каждой ночи, которую Посланник Аллаха (С. А. С.) проводил у неё, он выходил на (кладбище) аль-Бакы'и говорил: «Мир вам, о (пребывающие в) обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит (наш) срок, и, поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости лежащим на (кладбище) Бакы' аль-Гаркад! /Ас-саляму аляйкум, дара кауми му'минина, ва атакум ма ту'адуна, гадан му'аджжалюна, ва инна, ин ша'а-Ллапу, бикум ляхыкуна. Аллаhумма-гфир ли-апли Бакы'и-ль-Гаркад!/» (Муслим).

Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что Пророк (С. А. С.) учил их, что, когда они будут приходить на кладбища, им следует говорить: «Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам; молю Аллаха об избавлении для нас и для вас! /Ас-саляму 'аляйкум, апля-д-дийари мин-аль-му'минина ва-ль-муслимина! Ва инна ин ша'а-Ллаhу бикум ляхыкуна, ас'алю-Ллаhа ляна ва лякум аль-'афийата!/» (Муслим).

Предыдущая главаСледующая глава
 
 
 
Абдальхамид Тахмаз
 



 
Популярные книги
Поминания Аллаха
Имам ан-Навави
 
670092
Сады Праведных
Имам ан-Навави
 
231502
40 Хадисов Ан-Навави
Имам ан-Навави
 
156588
Нравственность мусульманина
Мухаммад Аль-Газали
 
106156
Ислам не такой!...А какой?
Али Вячеслав Полосин, Али Заде
 
103016
Намаз Посланника Аллаха
Муфтий Джамиль Назири
 
47651
 
37127
Акида ат-Тахавийя
Имам Абу Джафар ат-Тахави
 
26569